Наступило лето, и пришла долгожданная пора школьных каникул. У детей появилось много свободного времени, а родители «выдохнули», ведь не надо помогать в выполнении домашних заданий и контролировать процесс обучения ребенка.

Однако возникает другая проблема, связанная с организацией отдыха ребенка в летнее время. Хорошо если есть возможность распланировать все летнее время ребенка поездкой на дачу, организовать отдых ребенка в летнем оздоровительном лагере, или всей семьей отправиться на море. Но часто бывает, что такой возможности нет, и ребенок продолжительное время предоставлен сам себе, находясь в городской квартире.

Что же делать, чтобы летние каникулы были в радость, а не обернулись дополнительными проблемами? О том, какие могут возникнуть риски неорганизованного пребывания ребенка в городе, и о том, как свести к минимуму эти риски, мы и поговорим в нашей статье.

 

Первое, о чем должны помнить родители, это то, что они должны иметь четкое представление о том, как распланирован день ребенка.

Составьте с ребенком план его дня, обсудите? какими делами он займется (пойдет гулять, посмотрит телевизор, пригласит друзей и т.п.), дайте поручение на день (сходить в магазин, помочь в уборке квартиры). Не перегружайте его заданиями в отношении быта, но в тоже время, помните, что их выполнение ребенком необходимо. Это формирует волю (ведь зачастую приходиться делать то, что не хочется), идет приобщение к делам семьи, своего вклада в ее жизнь.

Многие дети очень много времени проводят за компьютером, к сожалению, это сложная проблема и решить ее не так просто, но если Вы знаете о том, что Ваш ребенок имеет риск просидеть весь день за компьютером, постарайтесь найти для него возможность посещать какой-либо детский клуб, занятия при районных домах детского творчества, которые работают и в летний период.

 

Второе, всегда интересуйтесь, что делает и где находится Ваш ребенок.

Проговорите с ребенком, в какое время Вы будете звонить в течение дня, вечером обсудите прошедший день. Спросите, что произошло нового, что было интересного. Расскажите о том, что произошло у Вас. Если Ваш ребенок, и Вы не привыкли рассказывать о своих делах друг другу, самое время начать. Ведь когда идет учебный год, это сделать труднее, потому как дети чаще испытывают стресс и многие не хотят делиться своими переживаниями, особенно подростки. Помните, что секрет взаимодоверия кроется в искренности интереса к делам и событиям жизни другого человека.

Если Ваш ребенок познакомился со сверстниками, которых Вы не знаете, попросите его познакомить Вас с его новыми друзьями. Пригласите новых друзей Вашего ребенка к Вам домой для знакомства, или организуйте им приглашение на пикник в ближайший к Вам парк. Если Вам, по каким-то причинам, не понравились новые друзья Вашего ребенка, ни в коем случае, не выказывайте ему свою негативную оценку в отношении сверстников, постарайтесь переключить его внимание на какие-либо другие занятия, вне данной компании. Если это невозможно, то поговорите с ребенком о том, насколько он ответственен за свои действия и поступки. Умеет ли он выражать свою позицию среди сверстников.

 

Выделите время на совместное времяпрепровождение со своим ребенком.

Заранее обсудите с ребенком, что Вы будете делать в ваш совместный выходной. Неплохо было бы составить план совместного досуга на несколько недель вперед. Ведь и в летнее время в городе есть возможность посетить какую-либо выставку, погулять по городу, предварительно изучив историю тех или иных исторических объектов, в том

числе с минимальными финансовыми затратами (можно предложить ребенку «игру» в Вашего гида по городу). Главное, чтобы запланированное мероприятие вызывало интерес всех, ведь тогда это возможность обсудить его в дальнейшем, обменяться впечатлениями, а значит поучиться общаться друг с другом (родителю с ребенком), что является проблемой многих родителей и современного поколения детей.

 

Если вы знаете, что ваш ребёнок трудно приспосабливается к новым условиям, часто конфликтует с окружающими детьми, проявляет неудовлетворенность своим положением в коллективе, чувствует себя неполноценным в чем-либо, чувствует себя одиноко, сталкиваясь с непониманием окружающих, вашему ребёнку необходимо особенное, внимательное отношение с вашей стороны особенно в летний период, когда у ребенка много свободного времени. Такие дети часто попадают под чьё-то влияние, где существует вероятность проявления асоциального поведения, в том числе приобщения к употреблению психоактивных веществ. А ведь первый раз попробовать что-то «рискованное», как то употребить алкоголь, совершить кражу и т.п. подросток может из любопытства, проявляя стремление почувствовать себя взрослым; для утверждения в группе сверстников или облегчения общения с другими ребятами, устранения страха перед каким-то важным на взгляд подростка действием (знакомство с девочкой, первый поцелуй и т.д.); для снятия напряжения, смелости или просто от скуки.

Но то, что произошло однажды может и повториться.

Как правило, подростки попробовавшие алкоголь, постепенно втягиваются в процесс приобщения к спиртному и проходят несколько стадий:

* начало употребления в компании «безобидных» и «безалкогольных» легких напитков (пиво разной крепости);

* постепенный переход к крепким напиткам

* частое употребление алкоголя в больших дозах;

* отрицание наличия проблем, связанных с употреблением алкоголя.

Очень часто человек, употребляющий алкоголь, а тем более подросток, начавший пить, не согласится с тем, что он попал в зависимость от спиртного. Но об этом красноречиво свидетельствуют скрытые и открытые признаки. Это:

* непреодолимое желание принять алкоголь в компаниях сверстников;

* потеря контроля над количеством выпитого;

* рост толерантности к алкоголю (употребление больших доз алкоголя);

* высокий приоритет употребления алкоголя по сравнению с любыми другими видами деятельности и обязательствами.

Всем известно о вреде здоровью алкоголя, но хочется подчеркнуть токсичное воздействие, которое, прежде всего, сказывается на деятельности нервной системы. Нарушается работа сосудов головного мозга. Частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом задерживается не только развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.

Если Вы что-то заподозрили, то изначально понаблюдайте за своим ребенком, ни в коем случае не торопитесь с обвинениями, ведь Вы можете ошибаться. Если Ваши подозрения оправдались, то здесь необходимо принимать меры. В этом случае лучше обратится за консультацией к психологам, принимающим на базе районных ПМСП-центров, районных центров семьи и помощи, иногда районных поликлиниках, кризисных центрах. Ведь каждый ребенок, его семья и условия жизни семьи индивидуальны и общих советов здесь быть не может. Специалист подскажет, что делать и как оптимально постараться разрешить ситуацию, связанную с асоциальным поведением ребенка.

Что касается профилактической работы, то профилактику алкоголизма у подростков необходимо проводить комплексно: информировать детей об особенностях алкоголя, его

опасных последствиях для здоровья, поведения и жизни; развивать ассертивное поведение у детей (поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость к окружающим), обучая навыкам сопротивления в ситуациях, связанных с употреблением алкоголя, риском развития зависимости; мотивировать к здоровому образу жизни. И тогда, все эти страшные слова об алкоголе, смогут остаться лишь словами.

 

Проживая летний период, который радует нас хорошей погодой, долгожданным отдыхом, новыми впечатлениями, давайте будем помнить, что мы взрослые должны максимально постараться проявить заботу о наших детях, чтобы долгожданное лето радовало нас только позитивными впечатлениями.

 

Основные правила общения, способствующие выстраиванию позитивных взаимоотношений со своим ребенком:

* Не оставляйте подростка надолго одного.

* Принимайте ребёнка таким, какой он есть. Принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто за то, что он есть.

* Помогайте своему ребёнку, если он просит о помощи.

* Всегда учитывайте интересы своего ребёнка.

* Умейте внимательно слушать своего ребёнка. Отложите все дела, если вы нужны ему, прямо сей час.

* Не скрывайте свои чувства, будьте открытым и искренним со своим ребёнком.

* Хвалите своего ребёнка! Если критикуете, то только конструктивно, за конкретный поступок.

Всегда помните о внушаемости!!! Утверждая, что ребёнок лентяй, трус, бестолочь, негодяй… - всё это мы ему внушаем! Не удивляйтесь, если так оно и окажется! Это самое настоящее прямое внушение! Оценивая – мы внушаем самооценку.

* Любите ребёнка таким, какой он есть, и почаще обнимайте своих детей, это позволяет им чувствовать себя безопаснее и увереннее в этом мире.

 

Учреждения, в которые можно бесплатно обратиться за помощью психолога в Кировском районе:

* Центр психолого-педагогического сопровождения Кировского района

Адрес: ул. Зины Портновой д.3, лит А тел. 8 (812) 758-18-66;

* Центр социальной помощи семье и детям Кировского района

Адрес: ул. Трефолева, 22, тел. 8 (812) 786-01-40;

* Детский Психоневрологический Диспансер Кировского района

Адрес: ул. Новостроек, 24, тел. 8 (812) 783-48-16;

 

 

Каштанова Мария Николаевна, педагог-психолог

ГБУ ДО ЦППС Кировского района Санкт-Петербурга

Лабутина Ирина Сергеевна, педагог-психолог

ГБУ ДО ЦППС Кировского района Санкт-Петербурга

Версия для слабовидящих

Template by JoomlaShine